Главная  /  Оратор  /  Как произвести хорошее впечатление на аудиторию

Распечатать

Как произвести хорошее впечатление на аудиторию

Радислав Гандапас
radislavgandapas@mtu-net.ru
http://www.radislavgandapas.com

Большинству менеджеров время от времени приходится выступать на конференциях, круглых столах и т. п. Не все любят это делать, да и не у всех получается. О том, как произвести хорошее впечатление на аудиторию, рассказывает консультант по публичным выступлениям Радислав Гандапас.

Текст: Ирина Пигарева

Секрет фирмы: Все ли могут стать хорошими ораторами?

Радислав Гандапас: Да. Главное, чтобы человек научился получать удовольствие от выступления перед публикой. Но такое умение достигается практикой, никакая книга не научит выступать публично. Это похоже на обучение ребенка плаванию - объяснять, как двигать руками-ногами бесполезно, нужно его поддержать в воде, а потом он поплывет сам.

А почему «выход на сцену» у многих вызывает не удовольствие, а наоборот, волнение и страх?

В каком-то американском исследовании людей спрашивали, что они боятся больше всего. На первом месте оказалось физическое уничтожение. А на втором с очень небольшим отставанием — страх публичного выступления. Я думаю, что это атавизм. Любое животное, изгнанное из стаи, неизбежно погибает. Человек, выступая перед аудиторией, почему-то включается в эту модель: «Вот моя стая, и если я сейчас плохо выступлю, меня отвергнут, и я погибну.»

Как же побороть волнение?

По большому счету волнение — это всего лишь избыточный выброс адреналина в кровь. Если постоянно практиковаться, то волнение уменьшается. Кроме того, «лишний» адреналин можно сбросить с помощью физических упражнений — помахать руками, приседать, сделать двадцать глубоких вдохов и выдохов. Но только не перед самим выходом, чтобы не сбить дыхание. Также есть специальные упражнения на расслабление мышечных зажимов. Скажем, если нам страшно, мы поджимаем плечи. А стоит представить на себе тяжелую генеральскую шинель с погонами, да еще и намокшую — и плечи распрямляются. Потом, когда человек начинает выступать, степень волнения заметно снижается. Когда вы видите, что ничего страшного не случилось, становится легче.

«Готовиться письменно бесполезно»

Каков, по вашему, главный секрет публичного выступления?

Перед тем, как начать подготовку, нужно четко поставить цель — чего вы хотите добиться. То есть что должны сделать слушатели после вашего выступления — пойти записываться в вашу партию, покупать ваши товары и т. п.

Многие сначала пишут текст своей речи, а потом его учат. Это правильно?

Готовиться письменно бесполезно, потому что письменная речь и публичное выступление — принципиально разные способы коммуникации. Даже если вы выучили текст наизусть, все равно будет понятно, что вы говорите по написанному. А хороший оратор выступает, как дышит. Я например, всегда готовлюсь устно, выступая перед воображаемой аудиторией. Делаю это несколько раз, и постепенно у меня выкристаллизовывается структура.

CФ: А если сначала набросать короткий план?

Это лучше сделать потом. Ведь в школе многие сначала писали сочинение, а потом составляли план. Так почему же мы вбиваем людям в голову противоестественную для них вещь? Откуда я знаю, где и в каком месте меня осенит?

Чем можно произвести впечатление на людей?

Самое главное — это то, что люди видят (порядка 60% воздействия). Потом для них важно, как мы говорим (около 30%). И только 10% — что именно мы говорим. То есть общий смысл сказанного оказывает минимальное влияние на публику. Это легко проверить, скажите по-разному одну и ту же фразу (даже «Я тебя люблю), и вы увидите, что ее воздействие разное.

И как же понравиться аудитории?

Незнакомого человека аудитория обычно воспринимает настороженно. Поэтому стоит обратить внимание на прием, который я называю «свой-чужой». Я служил в ракетных войсках ПВО, и там есть прибор, который посылает сигнал самолету. Если самолет отвечает «я свой», его не трогают, а если чужой — сбивают. Подобный прибор есть у каждого из нас в голове. «Свой» — этот тот, в котором много меня, это человек, который на меня похож.

То есть вы предлагаете одеваться так же, как слушатели?

До известных пределов. Если премьер-министр придет на встречу со студентами в драных джинсах, никто ему не поверит, будет ясно, что он подмазывается. Но он может одеться более демократично. Как Ельцин, который приходил на КВН в свитере.

Какое значение имеют темп речи, голос, разные «словечки»?

Если это примерно соответствует тому, как говорит аудитория, то высока вероятность, что вас воспримут как «своего». Использование слэнга аудитории тоже повышает вероятность того, что вас примут благосклонно.

«Доведите аудиторию до негативного состояния»

Как выстраивать свое выступление?

Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление, основная часть, которая заканчивается кульминацией, и заключение. Никто это не придумывал, это заложено природой. Мы все делаем по этой композиции — болеем, например. Почему же публичное вступление должно развиваться как-то иначе?

Значит, главную мысль не надо выкладывать с самого начала?

Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать определенный эмоциональный фон. Некоторым ораторам свойственно сдавать соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу. Поэтому лучше всего сначала сделать комплимент. Скажем, «для меня большая честь выступать перед вами, перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т. д. Надо еще учитывать, что комплимент, сделанный непрофессионально, может привести к обратному эффекту, поэтому делать комплименты приходится учиться.

Как еще можно начать выступление?

Есть еще одна прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в настоящий момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей начинают появляться какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли…»

Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня к вам на встречу, я увидел на остановке плачущую девочку. И подумал, что прав был Достоевский — ни одна революция не стоит слезы ребенка…» Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Здесь может быть анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась, и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.

О чем нужно говорить в основной части?

Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%, а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что публику нужно ограждать от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного! Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом, о проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — довели сначала аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход. И овации обеспечены.

Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?

Один мой ученик поздравлял сотрудниц компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался в том духе, что «благодаря вам наша компания…» — и далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не Бог весть какая. Сначала на него никто не обратил внимания. Тогда он встал с бокалом, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…» Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом — запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно, конечно достойны! Конечно, за них, а за кого же, как не за милых дам!» И у всех отлегло — овации, вопли… А ведь человек сказал банальнейший тост, просто сначала оттянул маятник в минус. И сразу стал заметной фигурой, даже шеф заметил его наличие в штатном расписании.

Что делать, если посреди выступления человек запнулся или забыл, о чем нужно говорить?

Говорите, что помните. Люди не поймут, они ведь не сидят и не сверяют ваш текст, они будут думать, что так и надо. А вот если вы замолчите, тогда обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое передать другими словами. Публика этого «не просечет» или подумает, что повторение — мать учения.

Еще один способ поймать потерянную нить выступления называется «порожняк». Вы возвращаетесь к последней фразе или к последнему слову и начинаете развивать эту тему. С помощью этого приема можно выбраться из любой безвыходной ситуации.

А как быть с кульминацией?

Публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть — это то предложение, которое вы делаете аудитории. «Голосуйте за нашу партию», «покупайте наши товары», «приходите в наш супермаркет» и т. п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, оно может быть сформулировано не так прямолинейно, а облечено в более мягкую форму.

На какой ноте стоит завершать выступление?

Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Например, для последующих встреч с этой аудиторией — вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория — он так фантазирует, но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга.»

Некоторые тонкости публичного выступления

Есть ли специальные способы, как привлекать к себе внимание аудитории?

Есть прием, которым успешно пользуются школьные учителя. Когда учитель входит в класс, дети продолжают заниматься своими делами. Он стоит, смотрит в пространство и молчит. Причем в его глазах нет немого укора — лицо блаженного. Постепенно устанавливается полнейшая тишина. Нужно выждать еще несколько секунд, и можно начинать урок. Если вы упустили внимание аудитории во время доклада, остановитесь на том самом слове, где вы это почувствовали и сделайте паузу, пока не установится тишина. И продолжаете с того места, где остановились.

Нужны крепкие нервы, чтобы тянуть такие паузы.

Когда я начал использовать этот прием, мне казалось, что прошло минут двадцать, хотя прошло всего две. В первый раз паузу нужно держать долго, но во второй и третий раз публика уже привыкает. При этом не нужно стучать по столу и требовать внимания. Кстати, этот прием позволяет удерживать внимание достаточно долго, и он работает не только с детьми, но и на взрослой аудитории.

Что делать оратору, если у него слабый голос?

Если его работа связана с постоянными выступлениями перед аудиторией, то голос нужно ставить. Эта проблема решается с помощью упражнений, выполняемых в течение 10–15 минут в день. За три месяца можно достигнуть очень серьезных результатов.

Тренироваться, как Демосфен, с камушками во рту?

Думаю, это миф. Когда я открываю очередную книгу по публичному выступлению и вижу этот совет, мне хочется сказать автору: «Засунь камни в рот и прочитай мне хоть одно четверостишие». Как от этого можно стать хорошим оратором? Да и что будет с зубной эмалью…

Некоторые люди, волнуясь, используют много слов-паразитов — «типа», «как бы» и др. Как от них избавиться?

От них можно избавиться за три дня. Если Вы решили бороться со словом-паразитом, то сами с собой договоритесь — как только вы поймаете себя на его использовании, тут же должны мяукнуть или сказать неприличное слово. И неважно, где вы в этот момент находитесь — сидите в ресторане, разговариваете по мобильному телефону или едете общественном транспорте. Пару раз мяукнете в общественном транспорте — и быстро отучитесь.

А куда бы вы посоветовали смотреть во время выступления? Некоторые рекомендуют выбрать одного человека в зале и обращаться только к нему.

Всякий раз, когда я дохожу до такой рекомендации, я совершаю над книгой ритуальное сожжение. Да, отчасти это снижает волнение человека, потому что переводит коммуникацию из публичной в индивидуальную. А толку-то? Представьте себя на месте этого гражданина. Да и что делать остальной аудитории? Они не чувствуют зрительного контакта, начинают скучать, пропускают информацию.

Так как же сохранить контакт со всем залом?

Некоторые проводят глазами по залу полукруг, имитируя зрительный контакт, но при этом не видят никого. А важно увидеть каждого. Есть и другая ошибка. Сектор обзора обычного человека — 35–40 градусов, у опытных ораторов — 40–45. Если мы выхватываем эту часть аудитории, напрочь забывая о других секторах, они лишаются зрительного контакта. Когда я проводил пресс-конференции, то например, заметил, что самые каверзные вопросы журналистов идут как раз из этих боковых секторов. Не имея зрительного контакта с оратором, они начинают чувствовать по отношению к нему враждебность, обиду и т. д. Но это очень просто исправить. Вспомните, как работает радар — у него сектор обзора 45 градусов, но на экране картинка видна полностью, потому что радар вертится. Так поступает и хороший оратор — он поворачивается и направляет свое внимание по очереди к разным секторам, потом к галерке, указывая рукой, что именно к ним он обращается.

Кстати, о жестикуляции: она мешает или помогает? Как вообще надо жестикулировать?

Жестикуляция важна, ведь движущиеся объекты привлекают в семь раз больше внимания, чем статичные. Но ее нужно ставить. Когда человек общается с другими людьми, он обычно жестикулирует в диапазоне, сравнимом с величиной головы. Но для сцены такая амплитуда очень мала и публикой совершенно не фиксируется, и это практически не помогает выступлению. Я рекомендую делать на сцене жесты, сравнимые с ростом выступающего, причем разворачивать их до максимума — все суставы, включая фаланги пальцев. Жесты надо использовать постоянно, но при этом они должны быть органичны. Ставить шаблонные жесты, мне кажется, преступно, они превратят человека в буратино.

Распечатать