MAZYR.RU
ДомойКарта сайтаСвязь с нами

Цель проекта: Объединение знаний и передовых управленческих технологий для директоров различных бизнесов

О проекте | О Мазыре

Для директоров, принимающих решения

Фраза дня:
«Каждый может справиться с любой работой, при условии, что это не та работа, которой он должен заниматься в данный момент»

РазделыГлавная  /  Оратор  /  Как произвести хорошее впечатление на аудиторию  

Развитие

Управление

Управленцы

Начальники

HR

Брендинг

Продажи

PR

Переговоры

Оратор

Собственник

MBA

«Доведите аудиторию до негативного состояния»

Как выстраивать свое выступление?

Любое произведение — музыкальное, художественное, поэтическое — строится по законам композиции. Это вступление, основная часть, которая заканчивается кульминацией, и заключение. Никто это не придумывал, это заложено природой. Мы все делаем по этой композиции — болеем, например. Почему же публичное вступление должно развиваться как-то иначе?

Значит, главную мысль не надо выкладывать с самого начала?

Совершенно верно. На первом этапе ни слова по делу, главное — создать определенный эмоциональный фон. Некоторым ораторам свойственно сдавать соль своего выступления по-быстренькому. Они не тратят время на то, чтобы сказать собравшимся несколько приятных слов, расположить их к себе и к своему сообщению. А публика готова воспринимать, что говорит оратор, не сразу. Поэтому лучше всего сначала сделать комплимент. Скажем, «для меня большая честь выступать перед вами, перед людьми, которых по праву можно назвать лучшими в своей области» и т. д. Надо еще учитывать, что комплимент, сделанный непрофессионально, может привести к обратному эффекту, поэтому делать комплименты приходится учиться.

Как еще можно начать выступление?

Есть еще одна прекрасная возможность — рассказать о том, что вы чувствуете в настоящий момент. «Я поднимаюсь на эту трибуну не без трепета. Хоть я и достиг многого в жизни, но по сравнению с вами просто школьник и чувствую себя как на экзамене». И у людей начинают появляться какие-то ответные чувства. Сравните: «Сейчас я вам коротенько доложу о тех результатах, к которым мы пришли…»

Есть прием, который я называю «когда я ехал к вам на встречу». Например: «Когда я ехал сегодня к вам на встречу, я увидел на остановке плачущую девочку. И подумал, что прав был Достоевский — ни одна революция не стоит слезы ребенка…» Словом, во вступлении нужно говорить то, что рождает ответные чувства. Здесь может быть анекдот, рассказанный к месту. Аудитория засмеялась, и на этот позитивный фон можно уже выкладывать информацию.

О чем нужно говорить в основной части?

Основная часть обычно занимает 60% выступления (на вступление и заключение отводится по 20%, а кульминация — дело нескольких секунд). Принято считать, что публику нужно ограждать от негативных переживаний и говорить о хорошем. Ничего подобного! Как это ни парадоксально, но в основной части стоит говорить о плохом, о проблемах. А потом предложите решение тех проблем, которыми вы только что публику «накачали». Здесь срабатывает эффект маятника — довели сначала аудиторию до негативного состояния, а потом подсказали ей выход. И овации обеспечены.

Если речь поздравительная, тоже говорить о проблемах?

Один мой ученик поздравлял сотрудниц компании с 8 марта. Сначала, как полагается, выступал шеф. Он высказался в том духе, что «благодаря вам наша компания…» — и далее по шаблону. Люди между тем позвякивали вилочками. Потом выступили еще несколько ключевых фигур, а затем мой ученик — должность у него не Бог весть какая. Сначала на него никто не обратил внимания. Тогда он встал с бокалом, выдержал паузу и сказал: «Сегодня 8 марта. Вы, наверное, думаете, что я буду говорить сейчас о женщинах, произносить тост в их честь. То есть вы считаете, что они достойны того, чтобы за них выпить…» Позвякивание вилок прекратилось. Люди обернулись, шеф замер с открытым ртом — запахло скандалом. И когда напряжение достигло пика, оратор произнес: «Конечно, конечно достойны! Конечно, за них, а за кого же, как не за милых дам!» И у всех отлегло — овации, вопли… А ведь человек сказал банальнейший тост, просто сначала оттянул маятник в минус. И сразу стал заметной фигурой, даже шеф заметил его наличие в штатном расписании.

Что делать, если посреди выступления человек запнулся или забыл, о чем нужно говорить?

Говорите, что помните. Люди не поймут, они ведь не сидят и не сверяют ваш текст, они будут думать, что так и надо. А вот если вы замолчите, тогда обязательно заметят. Кстати, если вы с первой мысли сразу перейдете на третью, то, возможно, вспомните и вторую. Другой вариант — вернуться к началу того блока, который только что рассказали, и то же самое передать другими словами. Публика этого «не просечет» или подумает, что повторение — мать учения.

Еще один способ поймать потерянную нить выступления называется «порожняк». Вы возвращаетесь к последней фразе или к последнему слову и начинаете развивать эту тему. С помощью этого приема можно выбраться из любой безвыходной ситуации.

А как быть с кульминацией?

Публика может обойтись без кульминации — получили удовольствие от хорошего выступления, похлопали и разошлись. Но у вас-то определенная цель, вы же чего-то хотите от этих людей. Поэтому кульминация должна быть — это то предложение, которое вы делаете аудитории. «Голосуйте за нашу партию», «покупайте наши товары», «приходите в наш супермаркет» и т. п. Это должно прозвучать четко и недвусмысленно, в виде призыва к действию. Разумеется, оно может быть сформулировано не так прямолинейно, а облечено в более мягкую форму.

На какой ноте стоит завершать выступление?

Заключение, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Например, для последующих встреч с этой аудиторией — вас уже заранее будут принимать благосклонно. Кроме того, хорошее заключение может подтолкнуть людей принять нужное вам решение. Ведь чаще всего аудитория принимает решение не в процессе выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон очень важен. Закончить речь можно комплиментом или приемом «свой-чужой»: «Я рад, что мы с вами пришли к общему мнению». Оратор не знает, к какому мнению пришла аудитория — он так фантазирует, но фантазирует удачно. Или описать свои чувства: «Когда я шел на эту встречу, я боялся, что мы не сможем понять друг друга.»







Аналитические материалы для руководителей

Самая читаемая статья недели

Специальные термины иностранного происхождения

Вакансии

Резюме

Подписка на новые материалы

Что нового в стране и в мире












Энтони Джей, Рос Джей

Эффективная презентация

Разложить все книги по тематическим разделам

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Использующиеся в бизнесе, смысловая нагрузка, варианты применения
ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
Обмен мнениями, вопросы директорам, советы консультантов