MAZYR.RU
ДомойКарта сайтаСвязь с нами

Цель проекта: Объединение знаний и передовых управленческих технологий для директоров различных бизнесов

О проекте | О Мазыре

Для директоров, принимающих решения

Фраза дня:
«Каждый может справиться с любой работой, при условии, что это не та работа, которой он должен заниматься в данный момент»

РазделыГлавная  /  Развитие  /  Психологические особенности постановки эффективных целей  

Развитие

Управление

Управленцы

Начальники

HR

Брендинг

Продажи

PR

Переговоры

Оратор

Собственник

MBA

Итак, посмотрите, сформулирована ли Ваша цель без отрицаний, и если это так, то мы перейдем к следующему этапу в работе над Вашей целью.

Посмотрите, является ли написанная Вами цель на самом деле Вашей целью? На первый взгляд вопрос кажется абсурдным, но это только на первый взгляд. Как часто Вы формулируете свои цели (или желания), начиная их со слов «должен», «обязан», «следует»? Если часто и если Ваша цель содержит эти формулировки, то это цель не Ваша.

Скорее всего, она связана с наставлениями других людей из Вашей прошлой или настоящей жизни, которые полагают, что вам именно такую цель следует достигать. Если это так, то попробуйте отвлечься от желаний других, подумайте, прежде всего, о собственных желаниях. При этом Вы можете испытать чувство неловкости, особенно если раньше Вы не обращали внимания на это.

Сравните Ваши чувства, появляющиеся при слове «должен» с чувствами, которые появляются при слове «хочу». Как правило, мысли, содержащие слова «должен», «следует», «обязан», приводят людей в напряженное состояние. Если же Вы нашли именно Ваши желания, Ваши цели, то появляется чувство воодушевления, волнения и восторга. Отвечая на вопрос: «Чего же я хочу на самом деле?» Вы начинаете вести честную игру с самим собой.

Теперь необходимо проверить, насколько поставленная Вами цель реальна. Если Вы можете представить эту цель, то Вы уже на пути к ее достижению. Давайте попробуем представить себе ту цель, которая у Вас записана. Попробуйте «увидеть» ее достижение Вашим внутренним зрением. При этом можно даже закрыть глаза.

Что именно Вы видите? Какова обстановка вокруг? Кто присутствует, кроме Вас? Есть ли там Вы и в каком виде? Обратите внимание на детали вокруг Вас. После того, как Вы все рассмотрели, попытайтесь что-либо услышать. Что Вы слышите? Что Вы или окружающие говорят? Какие еще звуки появляются внутри Вас?

И, наконец, прибавьте ощущения. Что Вы чувствуете при этом? Какие эмоции Вы испытываете?

Наш мозг не видит разницы между воображаемым и реальным. Чем более точно и ярко Вы вообразите процесс достижения поставленной цели, тем сильнее Ваш мозг поверит в то, что она уже достигнута и будет программировать Вас действовать в том же направлении. Хорошее представление достижения цели поможет Вам более точно спланировать этапы этого достижения, другими словами сформулировать задачи на пути к достижению цели.

Важно знать, где, когда и с кем Вы хотите достичь Вашей цели. Но при этом ответственность за осуществление поставленной цели должна быть на Вас, а не на людях или обстоятельствах. В достижении цели важно как можно больше освободиться от внешнего влияния.

По этому поводу существует притча: «Один человек отправился в путешествие. Шел он очень долго и, наконец, дошел до большой горы, которая преградила ему дорогу. Путешественник решил отдохнуть и подождать, пока гора сдвинется и освободит ему путь».

Так и при зависимости Ваших целей от внешних обстоятельств. Зачастую мы не достигаем поставленной цели, ожидая, когда обстоятельства станут благоприятными. Например, многие работники государственных учреждений после перестройки на долгие годы стали чувствовать себя обманутыми государством. Они ожидали, что им государство «отдаст долги, найдет работу, улучшить существование и т.п.»" При этом эти люди самостоятельно ничего не предпринимали, ожидая когда «гора сдвинется с места».

Обратите внимание на свои цели, насколько они зависят только от Вас? И если Вы ответили на этот вопрос, а, может быть, и несколько изменили свою цель, то мы двигаемся дальше.

Каждая цель связана с преодолением определенных трудностей. Это может быть риск, отказ от привычного существования, напряжение, страх изменений, затрата времени, средств, изменение отношений с окружающими и т. п. Важно ответить для себя, оправдывает ли цель те средства, которые придется на нее затратить? Если Ваш ответ отрицательный, то лучше от этой цели отказаться или отложить ее осуществление «до лучших времен». Если же Вы решили, что цель оправдывает средства, то можно перейти к обсуждению такого состояния, как «вторичная выгода». Что это такое?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что произойдет для Вас хорошего, если Ваша цель не будет достигнута?» Если Вы, отвечая на этот вопрос, найдете выгоды в недостижении своей цели, то у Вас присутствует эта самая «вторичная выгода». Многие люди долгие годы декларируют о желании достичь определенной цели, но, почему-то не достигают ее. Например, в одной крутой консалтинговой фирме, основную часть сотрудников которой составляли опытные психологи, болезни сотрудников были привычным явлением. Когда руководство задалось вопросом, почему же сотрудники, которые обучают других поддерживать высокую работоспособность, сами периодически болеют, оно было ошарашено полученными результатами.

Оказывается, что «американская система» продвижения по службе, введенная в этой фирме, не позволяла сотрудникам отлынивать от работы, снижать тепм своей деятельности. И единственным способом сохранить свою работоспособность оказались периодические болезни. В этом случае болезнь выступала в качестве отдыха и восстановления работоспособности сотрудников консалтинговой фирмы. Другими словами, болезнь была их «вторичной выгодой». И в этих условиях цель на ведение всеобщее оздоровление была для сотрудников неприямлема. Других способов, кроме как болезнь, для восстановления своих сил у них просто не было.





Аналитические материалы для руководителей

Самая читаемая статья недели

Специальные термины иностранного происхождения

Вакансии

Резюме

Подписка на новые материалы

Что нового в стране и в мире












Якобуччи Д.

Школа маркетинга Келлога

Разложить все книги по тематическим разделам

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Использующиеся в бизнесе, смысловая нагрузка, варианты применения
ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
Обмен мнениями, вопросы директорам, советы консультантов